Пятница, 29.03.2024, 14:52
                      
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Какие преимущества имеет обязательная школьная форма?
Всего ответов: 661
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Метод проектов как один из способов повышения коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку в школе.

Сегодня никто не оспаривает  - важность изучения иностранного языка. Ценностью общества становится образованная активная личность, способная к непрерывному самообразованию. От выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий.

       Целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. Такую личность невозможно формировать без знаний  о социокультурных особенностях страны изучаемого языка. Изучение языка и культуры  на уроке  и внеурочной деятельности одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых. 

        Ориентируясь на  цели и задачи, которые стоят перед учителем иностранного языка, и, зная запросы учащихся в современном мире, я и применяю в своей работе метод проектов.  Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.                                 

Сегодня основная задача ученых-методистов и учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения иностранным языкам. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

  Итак, что же представляет собой метод проектов. Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Для того  чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, и лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика группы.

С целью сформирования  коммуникативной   компетенции   вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.

С целью восприятия языка  как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой (что, разумеется, важно), но искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре (Е.С. Полат).

Таким образом, основная идея подобного подхода к обучению иностранным языкам, заключается в перенесении  акцента с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую владение определенными языковыми средствами. Вот почему многие учителя и я в том числе,  обращаются к методу проектов на этапе творческого применения языкового материала. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.

  Отличительная черта метода проектов - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

   Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка,  так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран.

   Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

   Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки.

Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.

  В чем суть проекта, влияет ли его применение на модель обучения, с какой регулярностью,  и в какой форме проектные задания включаются в учебник  и какова техника их выполнения?

В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.

  Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собственный журнал, готовить макеты, создавать брошюры, презентации и т.д.

Анализ теоретических основ метода проектов и результатов его применения на практике показывает, что проекты предоставляют новые возможности решения методических задач. В то же время для успешного использования данного метода необходимо учитывать специфику не только конкретной учебной дисциплины, но особенности каждого типа проектов.

Для организации внеаудиторных проектов требуются значимые внешние стимулы (поощрения, возможность продемонстрировать результаты широкому кругу людей и т.п.) и значительные дополнительные затраты времени как со стороны учащихся, так и со стороны преподавателей. Кроме того, в таких проектах достаточно сложно ставить специальные обучающие цели, они скорее ориентированы на использование уже имеющихся знаний и сформированных навыков.

Проекты, включенные в традиционные курсы, представляют собой наиболее органичный вариант интеграции проектной методики в учебный процесс, поскольку позволяют использовать материал учебного курса для организации самостоятельной работы учеников. При этом важно, чтобы проекты были ориентированы не только на внешний наглядный результат, но и действительно реализовывали основные принципы метода проектов и органично решали задачи обучающего и творческого характера.

   Овладение иностранным языком в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, приобщения к новой культуре. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:

-Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.

-Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.

-В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это особенно важно, например, при подборе картинок для коллажей и другой работе подобного рода. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие - целый урок, Третья рекомендация еще раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества.

В своей практике я планирую  также мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть:

   Очень современная и увлекательная форма работы – составление различных коллажей, которая предполагает последовательное наращивание лексического фона какого-либо ключевого понятия. Цель коллажирования – формирование у учащихся межкультурной компетенции, предполагающей интерес к особенностям чужой культуры. Результат работы - презентация страноведческих реалий проводится в необычной форме, а это активизирует речемыслительную деятельность, создается положительная мотивация.

С удовольствием ребята выполняют и такие проекты, как ролево - игровые: это инсценировка сказок и песен. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности. Буквально с первых уроков английского языка мои воспитанники разыгрывают сценки, озвучивают сказки, что очень помогают в запоминании различных конструкций.

   Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей жизни. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Проект, который исполняют ученики, должен вызывать в них энтузиазм, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценит

С целью повышения эффективности коммуникативных компетенций обучающихся на уроках английского языка был выполнен  проект «Мое родное село» Работа по проекту проводилась на уроках английского языка и во внеурочное время с учащимися шестых классов.

- Были организованы встречи с земляками, изучение музейных и архивных материалов, проведены фото и видеосъемки, собранный материал был переведен на английский язык силами учащихся. На основе краеведческого материала была создана брошюра «Мой родной край» и разработан урок – Welcome to our district! 

Работа над проектом проходила в сотрудничестве, что способствовало развитию навыков взаимопомощи, взаимовыручки.

             Цель, которая была поставлена перед началом работы над проектом, достигнута. Учащиеся  значительно расширили свой кругозор, обогатили словарный запас, без боязни вступали как в импровизированные диалоги так и в дискуссии со своими сверстниками во время защиты проекта в классе, сумев использовать в своей речи весь изученный материал.

Защита проекта показала, что повысился коэффициент успешности речевой деятельности:

 -увеличился темп речи учащихся;

-пополнился лексический запас учащихся;

-высказывания стали более логичными;

-реализуются коммуникативные задачи;

-допускаются некоторые лексические и грамматические ошибки, не препятствующие пониманию;

-увеличилось время говорения.

Применение метода проекта в изучении английского языка приносит хорошие  результаты. Мои воспитанники принимают активное результативное участие в различных творческих конкурсах и в научно практических конференциях.

Были созданы такие проекты: Наши земляки – участники великой Отечественной войны. «Омонимы в английском языке», «Легко ли быть молодым?» «Проблемы одной маленькой деревни», «Английские пословицы и поговорки учат, воспитывают, помогают жить» и др..

        Естественно, меня, как учителя иностранного языка, интересует тот факт, как данная технология влияет на результаты и качество знаний учащихся. Были проведены тесты, контрольные срезы при проведении проектов в отдельных группах учащихся. Проверялось умение извлечь информацию, понять и выделить главную мысль, обобщить данные. По результатам контрольных срезов, тестов можно сделать вывод, что учащиеся стали более грамотно пользоваться грамматическими структурами и явлениями. Считаю, что значительно расширился словарный запас, его употребление в речи.

 Результаты очевидны: метод проектов не только дает возможность учащимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей учащихся.

    Этот  метод позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие передо мною как учителем иностранного языка, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и, конечно, узнать «из первых рук» то, что их интересует о жизни в стране изучаемого языка.    Все это,  в конечном счете,  призвано способствовать более глубокому  формированию активной гражданской позиции учащихся и максимального развития индивидуальных способностей и талантов каждого.

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Svetlana (13.11.2012)
Просмотров: 1897 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Полезные ресурсы

Сайт министерства образования РБ

Сайт института развития образования РБ

Образовательный портал РБ

Минпросвещения Росси

Стандарты второго поколения

Дошкольник.ру

Спишу.ру

Литра.ру

Официальный информационный портал ЕГЭ
Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz